Пресс-релизы , Нижний Новгород ,  
0 

Программист Наталия Хрулева - о пути к успеху женщины в сфере в IT

Программист Наталия Хрулева - о пути к успеху женщины в сфере в IT
Наталия Хрулева - пример того, что принято называть sucsess story: родилась и выросла в маленьком городе Нижегородской области.

Однако в итоге успешно реализовалась в IT-сфере, работает в крупной московской компании, а разработанные ею игры и приложения пользуются большим успехом - две из них Apple даже включал в ТОП-20 игр года России.

О том, почему девушке-программисту так сложно построить успешную карьеру, как побороть устоявшиеся стереотипы, и так ли страшны мобильные игры, как это принято считать, Наталия рассказала в интервью.

- Женщине легко сегодня реализоваться в профессии, которая многими до сих пор воспринимается как сугубо мужская? Или ваша история — скорее исключение из правил?

- Вместо ответа могу рассказать о своем опыте устройства на работу в 2012 году. Меня наняли исключительно потому, что я женщина. Причем мои профессиональные качества никого не интересовали.

Дело в том, что все сотрудники IT-отдела крупной московской компании, куда я направила резюме, были мужчинами. В какой-то момент начальник решил, что без женского общества его подчиненные начали деградировать — в том числе слишком много материться. В итоге он подумал, что в офисе нужна «кукла». И тут как раз появилась моя кандидатура. Мне такой подход, конечно, показался диким, но выбора особо не было. Компания крупная и были перспективы роста.

- То есть получается, руководство отдела даже не скрывало причину, по которой решило взять вас на работу?

- Абсолютно. Мне прямым текстом сказали: «Мы берем тебя, потому что ты девочка, а не потому что ты умная». То есть если бы им просто был нужен разработчик, выбор между мной и любым мужчиной был бы не в мою пользу - даже если бы на собеседовании я показала себя лучше остальных соискателей.

Так что получается, что женщине реализоваться в профессии очень тяжело. Некоторые и вовсе считают, что девочки в IT - это нереально.

- А почему на женщин-программистов нередко смотрят как на нечто из ряда вон выходящее?

- Потому что многие до сих пор считают, что женщина должна сидеть дома, готовить и рожать детей. В крайнем случае, она может реализоваться на поприще какого-нибудь хобби. Ну или стать бухгалтером, так как для мужчины это слишком скучно.

- Одним словом, в IT работают настоящие мужчины, женщинам тут не место… А с какими стереотипами вы сталкиваетесь?

- Их довольно много: мол, женщина глупее; ей необходимо все повторять по несколько раз; она эмоциональнее, и если у нее что-то не получается, то будет рвать и метать и т.д.

- За годы работы отношение к вам поменялось?

- На самом деле, мне было очень тяжело. Например, раз в год нашу деятельность оценивают по многим параметрам: кто из сотрудников исправил большее число ошибок, кто выполнил больше технических заданий, сколько времени затрачивалось на работу и т. д. И за все года из семи разработчиков я всегда была на первом месте. Меня ни разу никто не обошел.

Однако когда пять лет назад в отделе появилась должность ведущего разработчика, то назначили на нее не меня — исключительно потому что я женщина. «Девушку никто слушать не будет», - заявили мне.

В итоге меня повысили только в 2019 году. И то исключительно потому, что я заявила, что такое отношение я больше терпеть не намерена и ухожу.
Без сомнения, спустя почти десять лет какие-то подвижки все-таки наметились, это нельзя не отметить. С моим мнением стали считаться, начали спрашивать моего совета. Хотя очень долго мои коллеги меня ни во что не ставили, хотя я занимала лидирующие места.

- А если, предположим, в вашу компанию сегодня придет наниматься еще одна девушка-программист, ее возьмут?

- Нет, я в этом абсолютно уверена. Поменялось отношение непосредственно ко мне, но не к самому факту, что женщина может быть успешным айтишником. И важно сказать, что дело не в одной конкретной фирме — почти везде будет похожий подход.

Конечно, играет роль и то, что работодатель вполне обосновано опасается, что женщина в любой момент может уйти в декрет или будет из-за детей регулярно брать больничный. Но это проблема, с которой сталкиваются девушки в любой сфере деятельности.

- Гендерного равенства в обозримом будущем в IT-сфере удастся добиться?

- Мне кажется, нет.

- Давайте несколько сменим тему. Помимо всего прочего, вы разработали довольно много мобильных игр. Многие к этому виду досуга относятся с большим пренебрежением, а всевозможные опросы и вовсе показывают, что большинство уверено: от игр вреда больше, чем пользы. Согласны с этим утверждением?

- Категорически нет. Подумайте сами, книги ведь тоже бывают разные. Очень многие из них предназначены исключительно для того, чтобы «убить время». В то же время есть немало игр, которые помогают больше в себя поверить и перенести определенные навыки в реальную жизнь.

- Ваши игры к какой категории относятся?

- Они все нацелены на развитие логики. Мне хотелось, чтобы человек, играя, шел к некой цели и развивался, но при этом ему было бы интересно. Например, у меня есть игры, посвященные изучению английского и русского языков, помогающие «прокачать» математические способности и т.д.

- Дети из вашей семьи в них играют?

- Мой старший племянник, остальные еще слишком маленькие. Иногда он, конечно, подходит к маме и спрашивает совета. Но ему интересно — это самое главное.

- А что вам дало программирование?

- Самое важное — я сама могу сделать все, что хочу. К примеру, у меня очень большой гардероб. Я скачивала около десяти приложений, в которые можно загружать фотографии одежды — и все было не то, потому что из-за большого количества снимков любое из них начинало очень много «весить» и телефон начинал сильно «тормозить».

В итоге я решила: если я разработчик, то могу сделать именно то, что нужно мне. И при создании приложения использовала облачное хранилище. Даже со всеми фотографиями оно «весит» очень мало, а я теперь могу быстро подбирать лук на день, лежа в кровати, а не переворачивая весь шкаф верх дном.

Поскольку ничего подобного раньше не было, я написала статью в научный журнал, в которой объяснила, как решить проблему. Это, кстати, не единственная моя научная публикация. Еще одна появилась после того, как я разработала игру со встроенной картой, на которой расположены реальные объекты. Я рассказала, как это правильно сделать.

Так что благодаря программированию я могу реализовать любую идею и фантазию. Я считаю, что могу сделать все. А заодно и помочь остальным. Это очень круто.

- Как считаете, вы многого достигли?

- Я думаю, да. В финансовом отношении я успешнее многих своих коллег. Это тоже важно и своего рода существенный показатель. Если брать только мою основную работу, то в среднем в России программист получает около 65 тысяч рублей. Я зарабатываю в три раза больше. Мои игры и приложения занимают лидирующие места в российском AppStore. Я написала семь научных статей, две из которых уже опубликованы в журналах ВАК: Управление образованием и Экономика: вчера, сегодня, завтра. Остальные выйдут в декабре. Сейчас заканчиваю монографию.

- Все цели, которые вы ставили перед собой, достигнуты?

- Нет, конечно. Сейчас мои игры и приложения популярны только в России, я хочу перевести их на английский язык и распространить их по всему миру. Но главная мечта — помочь людям научиться кайфовать от программирования, как это делаю я. В будущем я бы очень хотела открыть школу, которая поможет всем желающим это сделать.

- Что можете пожелать девушкам, которые хотят связать свою жизнь с IT-сферой?

- Не сдаваться никогда, идти и доказывать. И нужно не просто думать: хочу — и все. Нет, так не получится. Необходимо постоянно развиваться, например, смотреть и слушать онлайн-курсы о твоей профессии.

Если каждый день выделять хотя бы полчаса на обучение, то будешь постоянно расти. Даже язык SWIFT, на котором пишется большинство программ, постоянно развивается. Нельзя упускать новые фишки, иначе отстанешь. Поэтому всегда важно стремиться узнать что-то новое и следить за современными технологиями.