Генеральный директор ООО «Фёст Логистик» Максим Сергеев рассказал РБК, каким образом доход компании зависит от грамотно организованного складского хранения, что представляет собой современный склад, и почему нельзя экономить на директоре по логистике.
«Фёст Логистик» специализируется на разработке и реализации стеллажных конструкций, складской технике, автоматизации складских комплексов и логистическом консалтинге. Компания имеет представительства в семи регионах России и Беларуси. Штаб-квартира и головное производство расположены в Нижегородской области.
- В 2023 году «Фёст Логистик» отмечает 20-летие. Какой путь прошла компания за эти годы?
- 20 лет назад мы начинали с продажи стеллажей, а сейчас предоставляем комплексную услугу в области интралогистики, создаем склады «под ключ». Складская техника, автоматизация процессов хранения, стеллажи (в том числе нашего собственного производства), системы освещения и видеонаблюдения – все это мы можем предложить нашим клиентам из всех российских регионов.
Мы поставили перед собой цель стать лидером российского рынка интралогистики. Радует, что в этом стремлении нас поддерживают клиенты: 50% заказчиков с нами уже больше пяти лет, а есть компании, которые сотрудничают с «Фёст Логистик» на протяжении всех 20 лет нашей истории.
- А как за эти 20 лет изменились подходы к организации складов?
- Изменения произошли кардинальные. Когда мы только начинали работать, на некоторых складах еще можно было увидеть простые сварные стеллажи. Сейчас же логистические комплексы представляют собой просторные помещения с потолками высотой 12 метров и современной техникой, позволяющей максимально эффективно использовать не только площадь, но и весь объем склада. Это дизельные и электрические погрузчики, тележки для наборщиков, штабелеры и т.д.
Но самое главное, что у бизнеса изменилось понимание того, что такое склад. Сейчас уже ни у кого нет сомнений, что от правильного хранения продукции напрямую зависит прибыль компании.
- На что сегодня в первую очередь есть запрос у клиента?
- Запросы у клиентов абсолютно разные, и выделить какое-то одно направление просто невозможно. У каждого товара или изделия свои условия хранения. Для одного нужны паллеты, для второго – полки, а для третьего – вообще коробочки. Поэтому мы должны предложить клиенту максимум того, что сегодня может предложить логистический рынок. Если стеллажи – то разного размера и грузоподъемности, если техника – то под любую задачу.
Именно в ответ на запросы клиентов мы начали развивать направление складской техники после ухода с рынка иностранных производителей. Заказчики говорили: «А зачем нам стеллажи, если нет погрузчиков, чтобы их обслуживать?» В кратчайшие сроки мы заключили договор с китайским производителем. Мы выбрали завод, продукция которого не уступает европейским аналогам, и сейчас поставляем ее на российский рынок.
- Что сложнее всего хранить?
- Я бы немного иначе сформулировал вопрос. Для любого товара можно организовать оптимальный режим хранения, а сложности начинаются, когда эти режимы приходится совмещать в пределах одного склада. Например, у клиента есть продукция, которой нужны плюсовые температуры, и есть заморозка. Или необходимо обеспечить одновременно паллетное и мелкоштучное хранение. Решения по разделению потоков существуют, но они требуют тщательной проработки как с нашей стороны, так и со стороны заказчика.
- Каким образом складское хранение позволяет экономить средства компании и увеличивать прибыль?
- Во-первых, можно сэкономить на площади склада с помощью правильно подобранных стеллажей. Во-вторых, современная техника позволяет увеличивать скорость отгрузки. В-третьих, грамотная инвентаризация и учет снижают процент брака, только на управлении запасами можно сэкономить до 2% выручки. А за счет скорости – от 2 до 15% в зависимости от того, как изначально у клиента был организован процесс хранения.
Даже строительство склада можно сделать более экономичным. Например, известный нижегородский производитель мороженого поставил перед нами задачу – разместить минимум 3 тыс. паллетомест на 1,5 тыс. кв. метрах площади. Мы возвели два самонесущих склада общей емкостью 7,5 тыс. европаллетомест. Такая организация хранения позволяет рационально использовать пространство, поскольку элементы стеллажей используются в качестве опорного каркаса. Также снижаются расходы на капитальное строительство, сокращаются сроки строительно-монтажных работ, увеличивается скорость товаропотока. Кроме того, компания смогла адаптироваться к сезонным колебаниям спроса на свою продукцию: всю зиму склад заполняется вафлями для мороженого, которые потом активно используются летом.
Еще одним нашим проектом для этого же заказчика стала реконструкция склада замороженной продукции с температурой хранения до -30 градусов. Мы смогли реализовать проект так, чтобы избежать доступа персонала в холодильную камеру – загрузка и выгрузка производится с помощью рельсового крана-штабелера с шаттлом, без участия человека.
- А на чем в складском деле экономить не стоит?
- Не стоит экономить на… директоре по логистике. Если это высококвалифицированный специалист, который знает свое дело, то компания всегда будет в плюсе. К сожалению, иногда руководители думают, что единственная задача директора по логистике – это доставка грузов. А ведь продукцию нужно не только доставить, но и правильно разместить, и документально оформить, и организовать ее отгрузку клиентам. Есть масса моментов, где можно оптимизировать затраты, и грамотный специалист способен их выявить, чтобы обеспечить компании дополнительную прибыль.
Также нельзя экономить на системах безопасности и сервисном обслуживании техники. Видеонаблюдение лучше любого инструктажа повышает ответственность персонала, а сервисное обслуживание стеллажей необходимо для своевременной замены вышедших из строя элементов. И, безусловно, я бы не рекомендовал оптимизировать вопросы пожарной безопасности. Например, если склад имеет несколько уровней, то недостаточно установить систему пожаротушения только на потолке.
- Сейчас практически во всех сферах выигрывает тот, кто делает ставку на современные технологии. Насколько глубоко автоматизация проникла в интралогистику?
- Современный склад – это, действительно, продукт высоких технологий, поэтому у нас есть партнеры из числа ИТ-компаний. Для правильной организации хранения и бесперебойной загрузки и отгрузки применяется специальное программное обеспечение – WMS (Warehouse Management System), которое позволяет эффективно размещать единицы хранения на стеллажах и контролировать сроки хранения. Для конвейерных или автоматизированных систем применятся уже более сложные программы, которые взаимодействуют с WMS-системой.
- А беспилотные погрузчики или использование технологий искусственного интеллекта – это завтрашний или послезавтрашний день интралогистики?
- Думаю, ИИ – это уже завтрашний день, а что касается беспилотников, то их внедрение зависит от общего уровня автоматизации склада. Мы должны понимать, что, если используются беспилотные погрузчики, то на складе вообще не должно быть людей. У нас был опыт применения беспилотного оборудования в помещении, где задействован персонал, и там такая техника просто не смогла работать, поскольку установленные на ней системы безопасности даже не разрешали ей выехать из прохода. Но если склад полностью автоматизированный, то такого противоречия не возникнет – роботы друг друга поймут.
- А у ваших клиентов есть запрос на роботизированное хранение?
- Смысл в этом, однозначно, есть, и у нас в портфеле имеются такие проекты. Проблема нехватки кадров существует, поэтому при работе над объектом мы всегда предлагаем клиенту вариант автоматизированного склада. Расчеты показывают, что за счет экономии фонда заработной платы дорогостоящее оборудование окупается за пять лет.
- Как на работе вашей компании отразились внешние вызовы последних нескольких лет – пандемия, санкции и т.д.?
- Как ни странно, только положительно. В пандемию мы существенно выросли в продажах, поскольку за счет внедрения удаленных сервисов смогли решить проблему кадров и привлечь в команду высококвалифицированных специалистов из других регионов.
А уход европейцев, как я уже говорил, дал нам новые возможности для развития. Раньше мы даже представить не могли, что будем заниматься складской техникой и программами автоматизации – эти наши были заняты. Сейчас же многие компании из Европы не только ушли с рынка, но и перестали обсуживать технику, которую поставляли ранее. Поэтому мы востребованы и как поставщики оборудования, и как сервисная компания.
- Собственный склад на территории предприятия или аренда площадей в складском комплексе – что лучше?
- В первую очередь я бы говорил не о складе как таковом, а о персонале, который задействован в логистических процессах. Если речь идет о молодой компании, которая только начинает что-то производить, то лучше арендовать склад и доверить организацию процессов хранения профессионалам. А если объемы производства большие и есть планы по наращиванию сбыта, то уже не обойтись без собственной логистической службы.
- Что вы считаете самым главным в процессе взаимодействия с клиентом?
- Доверие. Если мы разрабатываем проект самостоятельно, то мы гарантируем заказчику определенный финансовый результат. И здесь важно, чтобы клиент доверился нам как профессионалам. Бывают случаи, когда компания приходит к нам с каким-то готовым решением, и тогда мы предлагаем сравнить его с тем, что разработали мы. Я очень рад, что практически во всех случаях мы можем прийти к оптимальному варианту, позволяющему экономить деньги клиента.
«Фёст Логистик» приглашает на Первый межрегиональный форум в области интралогистики FIRST FEST
FIRST FEST соберет ведущих экспертов и представителей деловых кругов России и стран СНГ, чтобы обсудить вызовы и новые возможности российской логистической отрасли. В числе тем для обсуждения – автоматизация и роботизацияв управлении складским хозяйством, импортозамещение и прорывные инновационные решения для логистических центров, особенности эффективной логистики в различных сегментах бизнеса
В числе спикеров – эксперты отрасли, директор Координационного совета по логистике Василий Демин, а также известный российский футболист, экс-капитан сборной России, кандидат психологических наук и эксперт бизнес-школы «Сколково» Алексей Смертин, который выступит с мастер-классом «Психология успеха». Завершится форум благотворительным футбольным матчем.
FIRST FEST состоится 8 сентября на стадионе «Нижний Новгород».
Реклама. ООО «Фёст Логистик» 1logistik.ru