В прошлом году в России было отремонтировано более 27 тысяч километров автодорог. Президент Владимир Путин поставил задачу на ближайшие годы – привести в нормативное состояние 85% опорной дорожной сети, протяжённость которой – 136 тысяч километров. Нижегородская область стремиться быть в авангарде этого процесса.
«Важно не просто в полном объёме реализовать намеченное, но и постараться сделать это опережающим темпом. Качественные, безопасные дороги – это основа для запуска новых, дополнительных инвестиционных проектов в промышленности, в сельском хозяйстве, для строительства социальных объектов и жилых кварталов, для повышения связанности наших территорий, включая новые субъекты Федерации», — отметил президент России Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам 17 января 2023 года.
То, о чём в очередной раз напомнил глава государства, в Нижегородской области и не забывали. Год от года здесь стараются наращивать темпы ремонта дорог, а там, где нужно, – строить новые. Немного цифр: за последние 5 лет, с 2018 по 2022 гг., в регионе было отремонтировано 4697 км автодорог. Нижегородской области третий год подряд удаётся удерживать лидерские позиции среди субъектов РФ по объёму дорожного ремонта. Благодаря поддержке Правительства России в 2022 году региону удалось перевыполнить объемы ремонтных кампаний прошлых лет и привести в нормативное состояние более 1000 км автодорог.
Безопасно и качественно
С 2019 года при ремонте дорог в регионе применяются передовые технологии, включенные в Реестр Минтранса России. Речь идёт, например, о системе «Евроасфальт», которая предусматривается укладку асфальтобетонных слоев согласно новым отечественным ГОСТам. А в 2022 году на объектах ремонта в нижегородском регионе впервые был уложен асфальтобетон «Суперпейв», который позволяет создавать устойчивое к образованию колеи и трещин покрытие с увеличенным сроком службы.
Ключевой задачей транспортного комплекса на ближайшие годы будет внедрение инновационных решений и материалов. Современные требования ремонта и строительства дорог уже прописываются в госконтрактах с подрядными организациями: в конечном итоге увеличиваются межремонтные сроки, а бюджетные средства используются намного эффективнее.
Для каждого региона Минтранс России определил показатели, которые нужно достигнуть в ближайшие годы в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Так, в Нижегородской области к концу 2024 года будут приведены в нормативное состояние 85% автодорог в городских агломерациях и 41,2% региональных дорог. По итогам 2022 года, область достигла показателя 81% в агломерации, а по региональным дорогам – 38,57%, при первоначальном плане 37,52%.
В целях безусловного исполнения поручения Правительства РФ по достижению нормативного состояния автодорог 50% в 2027 году в регионе сформирована программа дорожной деятельности на период 2023–2027 годы, в которой предусмотрена и дополнительная потребность в средствах федерального бюджета.
Не снижая темпов
Хорошей традицией для Нижегородской области стал выход на четырёхзначные числа по итогам ежегодного дорожного ремонта. В 2023 году в регионе не намерены отступать от этой практики: по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» снижать объемы работ не планируется. Подробности раскрыл заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов.
«Нижегородская дорожная отрасль в последние годы переживает буквально прорывное развитие – этот факт отмечают многие эксперты. Так, с 2017 года более чем в два раза увеличен объём ремонта дорог. Нам удалось ликвидировать три многолетних проблемы: благодаря строительству развязок Неклюдово-Золотово, в Ольгине и на улице Циолковского по трём основным направлениям теперь можно ехать, не тратя драгоценное время на пробки. Комфортное передвижение обеспечено как в направлении северных районов области, так и на юг, в сторону Саровско-Дивеевского паломническо-туристического кластера. В скором время за счёт строительства дорог будет обеспечена транспортная доступность для крупнейших новых жилых комплексов. Важно, что мы приступили к реализации стратегических проектов, которые надёжно свяжут территории Нижегородской агломерации»,
— сообщил заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов.
Новые километры
За последние 5 лет, в 2018-2022 годах, в Нижегородской области было построено 106 км дорог. Объем финансирования составил 21,65 млрд рублей. В 2018 году реконструкция транспортной инфраструктуры была связана в основном с проведением Чемпионата мира по футболу в Нижнем Новгороде. Тогда же началось строительство автомобильной дороги до Кирова на участке Неклюдово – Золотово протяженностью 8,31 км и стоимостью 4,044 млрд рублей.
Этот объект очень важен, поскольку повышает уровень экономической связанности территории области с северными и северо-западными регионами, обеспечивает безопасность дорожного движения, выводит транзитный транспорт из населённых пунктов. Благодаря рекордным темпам строительства и поддержке Правительства Российской Федерации удалось завершить реализацию этого проекта фактически на год раньше запланированного срока и в октябре 2020 года состоялось открытие автомобильного движения по вновь построенному участку автомобильной дороги.
В 2019-2021 годах была построена развязка в районе деревни Ольгино стоимостью 1,85 млрд рублей. Новый транспортный узел улучшил связь южных районов с областным центром. Существовавшее прежде кольцо давно исчерпало свой резерв пропускной способности.
Летом 2022 года была открыта разноуровневая транспортная развязка в Сормовском районе Нижнего Новгорода протяженностью 1,557 км. Стоимость проекта, включающего реконструкцию автодорог по улицам Циолковского, Кузьмина и Светлоярской, составила 5,17 млрд рублей. Новый инфраструктурный объект стал прекрасным подарком горожанам к 800-летию столицы Приволжья. Развязка позволила решить многолетнюю проблему пробок на железнодорожном переезде, обеспечила надёжную транспортную связь жителей трёх густонаселенных микрорайонов Сормова с центральной частью района и другими районами города.
Последние годы активно развивается транспортная инфраструктура паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров». В 2019 году был введён в эксплуатацию Юго-Восточный обход села Дивеево (около 3 км), в 2021 году – достроен Северо-восточный обход (4,9 км). В 2023 году в регионе завершится строительство южного обхода Арзамаса для выведения за пределы исторического поселения транзитного транспорта, увеличения пропускной способности паломническо-туристических маршрутов, ведущих к Серафимо-Дивеевской обители, снижения нагрузки на улично-дорожную сеть Арзамаса и улучшения экологической обстановки. Также в июне прошлого года получили поддержку Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина в отношении начала строительства ещё двух важных для развития территорий паломническо-туристического кластера объектов. Это - строительство автодороги от р.п.Выездное до ж/д станции Арзамас-1 протяженностью 5,2 км, и путепровода на автодороге Владимир – Муром – Арзамас протяженностью 0,8 км. Федеральные средства в размере 4,4 млрд рублей уже предусмотрены в бюджете региона. Контракты заключены. Реализация этих проектов к 2025 году в значительной степени улучшит транспортную доступность территорий, имеющих туристскую привлекательность.
Благодаря инициативе регионального правительства должен значительно сократиться путь до паломническо-туристического кластера из Москвы. Дело в том, что принято решение об увеличении числа точек «подключения» скоростной магистрали М-12 к опорной сети региональных дорог: будет построена дополнительная развязка на 300 км новой трассы – на пересечении с автодорогой Павлово – Сосновское – Саконы.
В Нижнем Новгороде планируется завершить строительство дорог, которые улучшат транспортную доступность двух крупных жилых комплексов – «Анкудиновский парк» и «Новая Кузнечиха». Строительство дороги к ЖК «Анкудиновский парк» планируется завершить уже осенью 2023 года. Эта городская магистраль улучшит транспортную доступность территории, где в ближайшем будущем будут проживать до 70 тысяч нижегородцев.
«Мегаполис живёт по определённым правилам, он постоянного растёт и развивается. Вместе с ним должен развиваться и дорожный каркас. Я говорю о расширении узких мест, строительстве новых мостов и дублёров загруженных городских магистралей. Если этим не заниматься, то город будет задыхаться в многочасовых пробках. К счастью, в последнее время в Нижнем Новгороде делаются значительные шаги в этом направлении. Так, впервые за многие годы были построены сразу три крупных развязки: на улице Циолковского, около деревни Ольгино и на участке Неклюдово – Золотово. Воплощения этих проектов в жизнь жители Нижнего Новгород ждали очень давно. Главное сейчас – не останавливаться на достигнутом», — подчеркнул член регионального штаба Народного Фронта (ОНФ) и экспертного совета областного Минтранса Андрей Нестеренко.
Дальнейшее формирование дорожного каркаса напрямую связано с масштабным проектом комплексного развития территорий Нижегородской агломерации. Совокупная стоимость реализации последнего составит почти 410 млрд рублей. Данный проект включает освоение южных территорий с опорой на дублёр проспекта Гагарина протяженностью 16,14 км, редевелопмент исторического центра с вовлечением 300 Га в шаговой доступности от Нижегородского кремля и транспортную реформу, включающую комплексное обновление городского электротранспорта и строительство трех станций метрополитена.
Недавно были завершены работы по проектированию IV очереди дублёра проспекта Гагарина, включая мост через Оку, заключены контракты на проектирование II и III очередей.
Во-вторых, областной центр нуждается в дублёре другой важнейшей магистрали – проспекте Ленина. Протяжённость новой дороги составит 9,2 км. Кроме этого, планы развития агломерации включают строительство трёх объездных трасс. Речь идёт о Северном и Восточном обходах приволжской столицы, обходе городов Балахна и Заволжье. Протяжённость Северного обхода составит 41 км, Восточного - 51,5 км.
Перечисленная инфраструктура поможет ускорить перевозку пассажиров и грузов, положительно скажется на экономике области и всего Приволжья. Обходы города также позволят улучшить экологическую ситуацию для 2 миллионов человек. В региональном правительстве подчёркивают, что строительство перечисленных объектов определит новые границы развития ядра агломерации на ближайшие десятилетия.
Читайте по теме:
Новая транспортная артерия: что получит Нижегородская область от строительства скоростной трассы М-12
Автотуризм в Нижегородской области: чем может удивить регион за одни выходные
Драйвер роста: что получит Нижегородская область, используя инфраструктурные бюджетные кредиты
Больше региональной аналитики читайте в телеграмм-канале ProСтратегию - https://t.me/prostrategy_52
Реклама. АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" strategy.government-nnov.ru