Директор и собственник компании «Евросид» (производитель сидений для автотранспорта и катеров) Коморин Сергей Владимирович рассказал РБК, чем может обернуться экономия на сиденьях, и почему для предприятия важна высокая локализация.
- В целом для автопрома 2022 год складывался непросто. Каким образом текущая рыночная ситуация отразилась на работе вашего предприятия?
- Любые потрясения развиваются примерно по одному и тому же сценарию: сначала поток клиентов сокращается, а потом открываются новые ниши и возможности. Природа, как известно, не терпит пустоты, и если какой-то сегмент проседает, то другой обязательно идет в рост.
Сейчас, например, из-за спада в туристической отрасли стало чуть меньше заказов на сиденья для пассажирского транспорта, зато вырос спрос на продукцию для армии и силовых структур. То же самое и с зарубежными поставками. Отношения с европейскими компаниями пока поставлены на паузу, но нашими изделиями заинтересовались страны ШОС.
Поэтому в целом мы смогли компенсировать отток клиентов, и закончили 2022 год в плюсе. Мы увеличили объем выпускаемой продукции, нарастили численность персонала и обновили производственную базу.
- Какой стратегии вы сейчас придерживаетесь?
- В качестве нашего главного принципа я бы назвал работу на опережение. Активизируется спрос на технику для армии – мы включаемся в разработку новых моделей. Сокращаются поставки продукции из-за рубежа – мы осваиваем производство товаров, которые могут оказаться в группе риска.
Как производителям, нам нужно время, чтобы отреагировать на эти изменения. Разработка даже не самого высокотехнологичного сиденья занимает около года. Это процесс проектирования, испытаний, доработки, новых испытаний… Поэтому мы должны постоянно находиться в движении, чтобы подстроиться под меняющуюся реальность. В условиях конкурентной среды нужно бежать вперед, чтобы просто оставаться на месте.
Наличие собственного отдела разработок позволяет нам создавать по-настоящему уникальные виды продукции. И в любых условиях мы прилагаем максимум усилий к тому, что все наши изделия соответствовали стандартам качества, комфорта, долговечности и безопасности пассажирских транспортных средств.
- Каждая ваша модель создается с нуля, или есть какие-то базовые варианты, которые можно просто доработать под требования заказчика?
- Безусловно, в некоторых случаях мы берем за основу существующую базовую модель, но это не всегда возможно. Например, сейчас мы разрабатываем высокотехнологичное водительское сиденье с регулируемой пневмоподвеской. Это модель для автобусов, спецтехники, бронеавтомобилей. Ее мы создаем с нуля, это полностью наш продукт.
Да, некоторые производители, чтобы сэкономить время, самостоятельно разрабатывают только часть изделия, а потом что-то докупают, совмещают, и получившийся результат выдают за продукцию собственного производства. Для нашей компании такой подход неприемлем.
- Получается, ваша продукция сейчас на 100% локализована?
- Так было и раньше. Исключение составлял, пожалуй, только один из компонентов для литья пенополиуретана. Честно говоря, лишь после введения санкций мы узнали, что наш партнер – отечественный поставщик – покупал его за рубежом. Около месяца у нас были перебои с поставками этого компонента, но довольно быстро включился параллельный импорт, а потом и наши российские производители освоили производство этого продукта. Надеюсь, больше проблем с ним не возникнет, а все остальные компоненты и комплектующие у нас отечественные.
- Сейчас многие компании стремятся сократить издержки. Наверняка и на замене сидений некоторые перевозчики пытаются сэкономить. Чем это чревато?
- Я бы однозначно не рекомендовал перевозчикам экономить на своевременной замене сидений. Это вопрос как комфорта, так и безопасности. Если собственник автобусного парка будет минимизировать затраты за счет удобства пассажиров, он получит массу недовольных отзывов, и вряд ли это будет способствовать развитию его бизнеса.
Наше основное преимущество – высокое качество пенополиуретана. На дизайн и эргономику он практически не влияет, зато это тот фактор, который обеспечивает комфорт, особенно при длительных поездках. На кресле из жесткого материала сидеть очень неудобно, а слишком мягкий – быстро изнашивается и приходит в негодность. Последние пять лет мы очень активно работали в этом направлении и, как мне кажется, добились хороших результатов, обеспечив и комфортную мягкую посадку, и долговечность.
Что касается второго аспекта – безопасности, то здесь экономить тоже можно, но, что называется, до разу. Ровно до того момента, пока не произойдет серьезное ДТП. Часто в ходе расследований дорожных происшествий с участием пассажирского транспорта выясняется, что люди купили дешевые сиденья с липовыми сертификатами. Мы регулярно проводим динамические испытания, краш-тесты своей продукции, и можем гарантировать ее безопасность.
В настоящее время наша компания сотрудничает с ведущими институтами сертификации России – НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» и НП «ИНСАТ». И наше производство, и вся продукция имеют необходимые сертификаты соответствия.
Ведь что должно произойти с сиденьем в случае аварии? Во-первых, при ударе оно обязательно должно отклониться вперед. Если этого не происходит, если, например, каркас слишком жесткий или сварен не по технологии, то сидящие сзади пассажиры фактически влетают в бетонную стену, получая травмы, зачастую несовместимые с жизнью. Во-вторых, деформация кресла не должна быть больше определенного угла, иначе оно сломается вместе с пассажиром. В случае трагического исхода кому-то придется отвечать, и обычно люди, осознающие степень своей ответственности, на безопасности не экономят.
Человеческие жизни и уголовная ответственность не стоят сомнительной выгоды.
Есть и еще одно преимущество качественного продукта – его долговечность. Но здесь уже каждый решает сам: купить сиденье, которое прослужит несколько лет, или постоянно менять износившиеся.
- Вы также специализируетесь на сиденьях для водного транспорта. Насколько актуально сейчас это направление?
- Оно стало очень актуальным в связи с активизацией речных перевозок. В 2022 году по этому направлению мы вышли на объемы, в разы превышающие наши прежние показатели. Были заключены контакта с крупными производителями лодок и катеров, судостроительными заводами. Например, сейчас мы активно сотрудничаем с ЦКБ по СПК им. Алексеева. Мы прошли сертификационные испытания в Санкт-Петербурге, доказали, что наша продукция может выдерживать повышенную нагрузку, и сейчас готовимся к поставкам сидений на «Валдаи» и «Метеоры».
- А для воздушного транспорта ваши разработки подходят?
- У нас есть разработка для корпорации «Вертолеты России», но пока мы не готовы включиться в этот проект и рассматриваем его только в качестве долгосрочной перспективы. Дело в том, что в отношении воздушного транспорта есть ряд условий. Например, образцы всех сидений, поставляемых на вертолеты, должны в течение 30 лет храниться на территории производителя. Сейчас мы не готовы выделить площади под хранение такого большого объема продукции.
Поэтому пока мы продолжаем развивать наши флагманские направления – производство сидений для автомобильного и водного транспорта. На сегодняшний день у нас в разработке минимум пять новых моделей, так что 2023 год мы начинаем с оптимизмом и под нашим многолетним девизом – «Комфорт и безопасность в пути!»
603032, г. Нижний Новгород, ул. Памирская, д. 11, пом. П9,
Сайт: www.evrosid.ru
Эл.почта: contact@eurosid.ru
Реклама. ООО «ЕвроСид» www.evrosid.ru