Руководитель отдела продаж компании Punto Group (разработчик и производитель городской парковой мебели и спортивного уличного оборудования) Екатерина Бордукова рассказала, каким образом скамейки и малые архитектурные формы формируют уникальную городскую среду, и как территориям сохранить свою аутентичность в условиях глобализации.
- Ваша компания работает по всей стране – от Южно-Сахалинска до Мурманска. Насколько сильно в плане благоустройства отличаются друг от друга российские города?
- С одной стороны, все проекты, которые реализует наша компания, уникальны и индивидуальны. Но, с другой стороны, нет ничего страшного в том, что наиболее удачные элементы могут дублироваться в разных городах и регионах и даже на соседних улицах. Сохранение самобытности, аутентичности территории – это задача, которая обычно ставится перед проектировщиками, создающими проекты. Но и мы, как исполнители, вносим в это свою лепту. Например, у нас была задача по оформлению парка Северного речного вокзала в Москве. Нужно было разработать скамейки, полностью повторяющие те, которые были на этом месте много лет назад. Мы использовали современные материалы – металл и древесину, но четко придерживались заданной стилистики.
- Давайте продолжим разговор о материалах, которые вы используете. Насколько серьезно для вашей сферы стоит проблема импортозамещения?
- На сегодняшний день мы уже на 98% заместили импортных производителей. Например, раньше мы привозили сталь Corten из Финляндии, сейчас – покупаем у нас, на «Северстали». Или мы покупали за рубежом различные пропитки для древесины. Сейчас также используем российскую продукцию.
- Импортозамещение каким-то образом отразилось на качестве?
- Изначально, на переходном этапе, действительно, были потери в качестве. Но сейчас мы уже более плотно выстроили диалог с нашими производителями, они знают технические требования, которые мы предъявляем к продукции. И на сегодняшний день у нас претензий нет, да и сами производители повышают стандарты качества. Это, кстати, выгодно и для других потребителей отечественных материалов.
- Важно ли оградить элементы городской среды от нежелательного использования и просто от актов вандализма? Какие здесь есть решения?
- Здесь очень важно соблюсти баланс между функциональностью, красотой и антивандальными характеристиками. Например, бывают скамейки, выполненные в форме волны. С точки зрения архитектора такие элементы могут быть отнесены к «враждебной архитектуре», поскольку на изогнутую скамейку нельзя прилечь и отдохнуть. Мы же закладываем в это решение совершенно другой функционал. Волна позволяет организовать зонирование между людьми, чтобы они друг к другу не прикасались. При этом мы учитываем эргономику сиденья – на нем комфортно и удобно сидеть, и поэтому мы никак не можем назвать такой элемент «враждебным».
Или, например, мебель из металла. Она одновременно практичная, долговечная и антивандальная. Поэтому вблизи набережных, где есть воздействие воды, мы рекомендуем устанавливать мебель как раз из металла, а не из древесины.
- А разве металл не подвержен коррозии в условиях повышенной влажности?
- Все зависит от его обработки. Если металл проходит дробеструйную обработку, если применяется порошковое покрытие автоматическим способом и гальванические процессы, то коррозия будет минимальной.
- Бетон – это тоже антивандальный материал?
- Вот как раз к бетону у нас скептическое отношение. В последнее время он, к сожалению, стал очень популярным при создании элементов городской среды. А, между тем, он холодный, непрактичный и некрасивый.
- А что сейчас в тренде?
В тренде сейчас эффектный дизайн, необычные формы, яркие краски. И эти тенденции подтверждает наша многолетняя практика. Молодежь будет собираться там, где красиво. Именно дизайн влияет на поведение людей: гораздо больше шансов, что будет сломана неэстетичная мебель, чем красивая дизайнерская, которая радует глаз и отрабатывает свой функционал. Я считаю, что именно таким образом нужно решать проблему вандализма.
Если же говорить о спортивных площадках, то здесь нужны новинки, нужны комплексы, которые дают максимальный функционал, возможности заниматься разными видами спорта, которые подходят для людей с разным уровнем подготовки – детей, профессиональных спортсменов, пенсионеров. Тогда их тоже будут беречь, и такие места станут красивыми и функциональными точками притяжения.
Например, у нас за пять лет реализации спортивных комплексов был только один случай, когда порезали боксерскую грушу. Многие муниципалитеты не хотят заказывать навесное оборудование, потому что боятся, что его срежут, украдут. А не срезают! Мы более пятисот таких проектов реализовали по всей стране, и нигде не украли ни грушу, ни канат. Таких вещей не нужно бояться. Наоборот, нужно занимать людей чем-то интересным и привлекательным. И именно такая практика научит людей ценить то, что они имеют. Кто чаще всего совершает акты вандализма? Молодежь. А чем им заняться во дворе жилого комплекса, на общественном пространстве?! Поэтому установка спортивного оборудования предотвращает воровство и вандализм.
- Какие самые сложные или самые необычные проекты есть в вашем портфеле?
- Каждый наш проект по-своему сложен: где-то есть нестандартные технические моменты, где-то применяются нетипичные материалы. Например, сейчас у нас в работе знаковый объект – корпус МГУ в Москве. Там очень сложные технические требования, и применяются материалы, с которыми мы раньше почти не работали. Сейчас мы отрабатываем образцы, согласовываем их с клиентом, но уже можем сказать, что это будет предмет нашей гордости.
Если же говорить о реализованных проектах, то всем рекомендую посмотреть нашу работу 2012 года в Парке Горького в Москве. Уже прошло десять лет, мебель стоит вблизи водоемов, там огромное количество посещений, но у нас до сих пор не было необходимости что-то менять.
- А есть ли какие-то нормативы, сколько времени должны сохранять свой внешний вид малые архитектурные формы?
- При правильной эксплуатации наша мебель более десяти лет будет выглядеть презентабельно. Но сразу хочу предупредить, что очень многое зависит от материалов. Например, есть тропическая древесина, которая минимально подвержена внешнему воздействию, она не гниет, долговечность ее более 25 лет. А есть сосна обыкновенная или лиственница, которые требуют ежегодной обработки пропиткой, без обработки срок службы снижается. А есть термососна, которая вообще не требует никакой дальнейшей обработки и не теряет внешнего вида.
- Сколько времени в среднем занимает реализация проекта?
- Если речь идет о наших стандартных продуктах из каталога, ты мы выполним проект от разработки до установки за 40 календарных дней вне зависимости от площади и объема. А если это нестандартный заказ, требующий дополнительной разработки, то здесь срок может доходить и до 90 дней, все зависит от сложности.
- Где вы черпаете вдохновение?
- Наш главный вдохновитель – собственник нашей компании Дмитрий Ярков. Он же является главным дизайнером, и много коллекций разработал именно он. Также мы привозим идеи из-за рубежа. Мы проехали очень много стран, посмотрели живые примеры, которые потом адаптировали под наш функционал. Еще мы привлекаем международных дизайнеров – работаем и со шведами, и с итальянцами, и с американским дизайнером Каримом Рашидом. Так что идеи к нам приходят со всех сторон.
- А Нижний Новгород вас на что-то вдохновил? Есть у города свой стиль?
- Да, свой стиль, безусловно, есть. Нижний Новгород – исторический город, и это прослеживается во многих проектах. А еще мне нравится, что нижегородцы стали больше внимания уделять мелочам. Например, установили радиусные скамейки вокруг деревьев. Во-первых, это комфортно для людей при солнечной погоде, а во-вторых, такие скамейки защищают корневую систему деревьев. Но вот от бетонных оснований я бы все-таки отказалась. Если мы стремимся к тому, чтобы человеку хотелось присесть на скамейку и сидеть на ней как можно дольше, то она должна быть не только красивой, но и комфортной.
«Вандализм – это явление социальное. Поэтому мы организовали постоянное наблюдение за новыми объектами, минимизировали сроки ремонта и качественно повысили уровень уборки. Очень важно быстро устранять последствия разрушений, чтобы лишить вандалов поводов для гордости за то, что они совершили».
Антон Максимов, директор департамента благоустройства администрации Нижнего Новгорода
Punto Group puntogroup.ru
г. Кострама +7 (4942) 64-15-30
Реклама. puntogroup.ru