Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

НХП → NFT: какое будущее ждёт нижегородские народные промыслы?

НХП → NFT: какое будущее ждёт нижегородские народные промыслы?
2022 год может стать ренессансом отрасли народных художественных промыслов в нашем регионе.

Во-первых, этот год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Во-вторых, конкретно в Нижнем Новгороде и Семенове запланирован Всемирный конгресс традиционной игрушки. И не случайно именно здесь в 2022 году празднуется 100-летие семеновской матрешки, на которую и прежде были сделаны ставки в продвижении народных промыслов в стране и мире.

ПОЧЕМУ НИЖНИЙ НОВГОРОД?

Сегодня Нижегородская область занимает первое место по числу сохраненных видов промыслов среди регионов России, а по производству продукции — третье после Московской области и Республики Дагестан. Чкаловский гипюр, городецкая роспись, казаковская филигрань, балахнинское кружево, и, конечно, хохлома — это сразу и локальные достопримечательности, и производство прикладного искусства, и культурные коды, в которых зашифрован огромный потенциал для креативной экономики региона.

При этом, на данный момент продукция НХП выглядит достаточно консервативно, а на действующих фабриках слабо представляют, чем живет современный дизайн. Рукотворные изделия мастеров при всей своей красочности зачастую лишены базового функционала, а сами производства НХП до сих пор остаются закрытой системой для сотрудничества с дизайнерами и креативными проектами. Внимание власти и бизнеса к НХП в контексте событий 2022 года может стать драфтом для того, чтобы качественно преобразовать сферу народных промыслов и сделать ее более привлекательной для потребителей и туристов.

Разбираемся, какими методами этого можно достичь и как современный бизнес может использовать внимание к народной культуре себе на пользу.
 

Опен-коллы* и экспедиции

1

В среде креативных индустрий России НХП держится обособленно, несмотря на высокий потенциал интеграции в отрасли туризма, дизайна и моды. Так сложилось исторически: очаги промыслов обыкновенно зарождались там, где было мало плодородной земли и, чтобы прокормиться, люди занимались ремеслами и торговлей. Мастера привыкли держать при себе секреты своих техник и передавали их только ученикам и подмастерьям.

В наши дни на фабриках НХП средний возраст мастеров – 50 лет, а большинство выпускников профильных вузов не работают по специальности. Выходом из ситуации может стать опен-колл среди креативных специалистов региона и России, которые разработают новые линейки продукции в сотрудничестве с мастерами фабрик.

В 2018 году Минпромторг России совместно с правительством Нижегородской области провели конкурс «Дизайн и ремесло», в котором приняли участие молодые дизайнеры из 26 городов России, представив на суд экспертов более 186 концептов современных сувениров, художественных аксессуаров и предметов быта с кодами НХП. Финалисты конкурса отправились прямиком на фабрики в Чкаловск, Семенов, Городец, Балахну и Семино, где погрузились в технологии и культуру промыслов и создали прототипы изделий и коллекции, представленные в экспозиции «Леруа Мерлен ЗИЛ» и выставке-ярмарке «Ладья. Зимняя сказка - 2019» в Москве.

Опыт конкурса «Дизайн и ремесло» способен дать продолжение личному присутствию дизайнеров на фабриках НХП в форматах спланированных экспедиций и участия в открытой арт-резиденции Нижегородской области. Организованные выезды дизайнеров в места бытования промыслов также могут войти в систему брендовых турмаршрутов по Нижегородской области, над которым сейчас идет активная работа в департаменте развития туризма и НХП региона.

Например, концепция нижегородской марки Kichka - дизайнера Нади Андриановой - основана на исследовании локальных кодов села Безводного Кстовского района. Семейное древо дизайнера уходит корнями глубоко в историю села, известного своим традиционным Троицким девичьим костюмом. Переосмысливая на новый лад элементы одежды этой местности и всей Нижегородской губернии конца XIX - начала XX веков, Kichka сохраняет преемственность с народным костюмом в духе нашего времени.

НХП → NFT: какое будущее ждёт нижегородские народные промыслы?
НХП → NFT: какое будущее ждёт нижегородские народные промыслы?

2

Система организованных опен-коллов и экспедиций должны создать базу для постоянного сотрудничества брендов и НХП. Развиваясь на конкретной местности, образуя постепенно самобытные локальные коды, нижегородские промыслы в наши дни способны дать вдохновение для брендов дизайнерской одежды, промышленного дизайна и предметов интерьера.

В 2019 году магазин и одноименный бренд декора для дома «Half&Half» совместно с дизайнером и арт-директором института «Стрелка» Анной Кулачек выпустил серию тарелок «Half & Хохлома», выполненную мастерами АО «Хохломская роспись» с применением традиционной технологии золочения.

НХП → NFT: какое будущее ждёт нижегородские народные промыслы?
НХП → NFT: какое будущее ждёт нижегородские народные промыслы?

Другой интересный кейс коллабораций был представлен на молодежном форуме «NEO — Промыслы», организованном проектом Rustrends в 2019 году в рамках IV Санкт-Петербургского международного ремесленного конгресса. Молодой дизайнер Антон Лисин совместно с «Городецкой золотной вышивкой» создал праздничную рубаху с изображением роз и вышитой надписью «Благодарю!», а специально для бренда Jahnkoy Марии Казаковой мастерицы фабрики вышили «Древо Мира» на куртке-бомбере из архивной коллекции.

В Нижегородской области сотрудничество фабрик и брендов было налажено еще в подготовке к празднованию 800-летия: до 50% всей сувенирной продукции к юбилейным мероприятиям было изготовлено на производствах НХП региона. Зная об этом, есть смысл говорить о потенциале создания бренда - символа региона при участии российских брендов и местного креативного сообщества с акцентом на культурную идентичность Нижнего Новгорода, локальных дизайн-кодов, исторических ремесел и производств. Коллаборация НХП с современными модными марками, влиятельными среди поколения Z и миллениалов, повысит статус товаров из Нижнего Новгорода и подарит ему мерч, не привязанный к прошедшему юбилею.


НХП → NFT: какое будущее ждёт нижегородские народные промыслы?

Ритейл и маркетплейсы

3

В 2020 году предприятия НХП в Нижегородской области увеличили продажи продукции на 5%, несмотря на кризис, вызванный пандемией. При этом всеобщая самоизоляция и отсутствие постоянного туристического потока существенно изменили торговлю продукцией промыслов. Ранее практически не представленные онлайн, теперь фабрики вынуждены осваивать соцсети и выходить на маркетплейсы.

По данным исследования ВШЭ, в сфере промыслов наблюдается нехватка маркетологов, PR-специалистов и бренд-менеджеров, которые могли бы перестраивать позиционирование НХП в соответствии с «экономикой впечатлений». Интеграция промыслов в направления моды и дизайна должна также реформировать каналы продаж продукции: от создания корнеров в аэропорту "Стригино" им. Чкалова и дизайнерских шоурумов на базе существующих магазинов до выхода на цифровые торговые площадки вроде Ozon и Wildberries.

Цифровизация и выход на NFT

4

Перенос НХП в диджитал — логичный этап в цепи сохранения и модернизации промыслов. Цифровые проекты, посвященные этой тематике, то и дело появляются в сети. Так, блогер Иван Хафизов создал виртуальный музей резных наличников — nalichniki.com, где представлены наличники из разных городов России. Еще один пример — виртуальная коллекция Музея ивановского ситца, в которой зафиксированы узоры тканей местных производств, начиная с XIX века: от ручной набойки до машинной печати.

НХП → NFT: какое будущее ждёт нижегородские народные промыслы?
НХП → NFT: какое будущее ждёт нижегородские народные промыслы?

В контексте интереса к 3D-технологиям и мета-вселенным логично ждать проекты, вдохновленные НХП, специально для NFT-площадок. На данный момент между НХП и NFT есть всего лишь два промежуточных звена — дизайн и технологии, они же — мосты между прошлым и будущим, которые строятся под надзором кураторов, креативных директоров и медиа-студий.

В 2021 году команда нижегородского международного фестиваля медиаискусства INTERVALS 2021 совместно с маркетплейсом Replicant создала три цифровых образа, вдохновленных архитектурными локациями Нижнего Новгорода и эстетикой цифрового искусства. В виртуальном кимоно с объемными рукавами читается прошлое и настоящее Нижегородской ярмарки, обтягивающий комбинезон с плащом-мантией отсылает к фасаду бывшей фабрики "Маяк" архитектора Федора Шехтеля, а кутюрное платье с абстрактными формами посвящено утраченному муралу уличного художника Андрей Бергера, который он представил в рамках INTERVALS 2019 на элеваторах мукомольного завода.

НХП → NFT: какое будущее ждёт нижегородские народные промыслы?
НХП → NFT: какое будущее ждёт нижегородские народные промыслы?

Цифровая коллекция одежды команды INTERVALS наглядно показывает, как можно использовать локальные коды в виртуальной реальности, и создает пространство для осмысления и запуска новых диджитал-проектов с опорой на историческое и культурное наследие НХП при поддержке современных и коммерчески успешных дизайнерских линеек на базе промыслов Нижегородской области.

Хотите рассказать о других локальных примерах применения в современной культуре и бизнесе опыта НХП или поделиться личным опытом? Присылайте свои истории на strategypress4@gmail.com

Читайте о позитивных изменениях на сайте.