В этом году планируется начать возведение пятого моста через Оку в рамках строительства дублера проспекта Гагарина. Километровая переправа соединит Автозаводский район города с Богородской трассой.
Сегодня без мостов мы уже не представляем облик города и возможность в срок добраться из одной его части в другую. Но много ли мы знаем о них? Когда и как решился город на такие масштабные перемены? Как быстро получилось создавать этих гигантов и в честь чего они получили свои названия? Предлагаем узнать о привычных переправах больше и виртуально прогуляться по каждому нижегородскому мосту.
Пахомовский или Окский? Нет, Канавинский!
Первый постоянный городской мост через Оку, построенный в 1930–1933 годах, связывает нагорную часть с заречной (район Московского вокзала и Ярмарки). Ранее, в ХIХ веке, на месте Канавинского моста находился временный понтонный. Интересно, что в 1910 году, когда городская Дума рассматривала проекты стационарного моста, инженер Кантауров говорил о том, что «мосты арочные с ездой поверху» наиболее предпочтительны во всех отношениях. Однако заключал: «К сожалению, о применении этого типа к мосту через Оку в Нижнем Новгороде не может быть и речи».
Но именно такой мост и был построен в городе - уже Горьком - по проекту советских архитекторов А. В. Щусева, П. В. Помазонова и Н. А. Француза при участии инженера А. В. Крылова. Изначально он назывался Пахомовским в честь народного комиссара водного транспорта СССР, потом получил название Окский, позже стал Канавинским.
После реконструкции, 4 ноября 2010 года мост был открыт для движения автотранспорта. Теперь это шестиполосный пешеходный и автомобильный мост. В вечернее время мост особым образом подсвечивается и манит нижегородских фотографов сделать авторские снимки.
ИНТЕРЕСНО
Канавинский мост пережил не одну модернизацию. 1 апреля 2010 года он был закрыт на реконструкцию, после которой трамвайные пути перенесли на Молитовский мост.
Единственный мост с трамвайным движением
Вторым по хронологии на территории Нижнего Новгорода был возведен мост, который соединяет нагорные Советский и Нижегородский районы с заречным Ленинским.
Спустя три года, после ввода в эксплуатацию Канавинского моста, «Союзстальмост» представил секретарю Горьковского крайкома Э.К. Прамнэку проект строительства еще одного моста через Оку – Молитовского. На выбор предлагалось шесть эскизных проектов. Но в силу отсутствия необходимого бюджета проект моста не был реализован.
К идее строительства городского моста у села Молитовка вернулись только через 30 лет. В итоге он был введен в эксплуатацию 5 ноября 1965 года. И его по сути можно назвать народным, ведь к стройке приглашались люди со всей страны.
ИНТЕРЕСНО
По Молитовскому мосту проходила трасса М-7, которая через 16 лет была перенесена на Мызинский мост.
Важный транспортный узел или мост с привидениями
Третий по хронологии возведения на территории Нижнего Новгорода мост через Оку. Второе его название – Карповский. Он соединяет нагорный Приокский район с заречными Ленинским и Автозаводским районами.
В начале 1970-х годов из пяти вариантов был отобран уникальный для того времени проект неразрезного пролетного строения. Архитектором сооружения стал Г. В. Огородников. Строительство началось в 1972 году и продолжалось девять лет. После испытаний 6 августа 1981 года состоялось официальное открытие моста.
При косметическом ремонте Мызинского моста в 2003 году с него убрали трамвайные пути. К слову, они никогда не функционировали и всегда были изолированы от основной сети.
До сих пор мост является частью федеральной трассы Москва — Казань, через него проходит основной транзитный поток на Казань.
ИНТЕРЕСНО
Именно на этом мосту мосту нижегородцы чаще всего видят привидений. По словам очевидцев, здесь часто внезапно появляются страшные белые силуэты, которые вырастают буквально из-под земли, объяснение этому явлению дать не может никто. Например, по рассказу одного таксиста, поздно ночью он увидел на Мызинском мосту белый силуэт, который был отчетливо заметен в свете фар. Автомобилист резко затормозил, и призрак исчез.
Самый долгожданный мост города
Четвертый по хронологии возведения на территории Нижнего Новгорода мост через Оку соединяет центральный Нижегородский район с заречным Канавинским. История строительства совмещенного моста начинается с середины 80-х годов XX века. Метромост по праву можно назвать рекордсменом в этом плане: от разработки проекта до начала работ над его автомобильной частью прошло 22 года, а до полной готовности — еще три. После запуска нижегородского метрополитена остро встал вопрос о продлении ветки в нагорную часть города.
Проект моста был разработан в 1987 году совместно с проектом станции метро «Горьковская». В первоначальном варианте по мосту не предусматривалось движение автотранспорта. Но через пять лет было решено построить совмещенный мост: с четырехполосной дорогой и линией метро на нижнем ярусе.
Строительство моста началось в 1992 году и шло с большими перерывами. 4 ноября 2009 года состоялось торжественное открытие автомобильной части совмещенного перехода, а также было открыто движение транспорта. Ввод в эксплуатацию в полном объеме состоялся в 2012 году: тогда впервые люди начали ездить из нижней части города до пока единственной станции метро «Горьковская» в нагорной части. Кстати, в 2022 году также планируется старт продления метро до станции «Сенная». Этого нижегородцы ждали не один десяток лет.
ИНТЕРЕСНО
Все станции нижегородской подземки построены открытым способом и пролегают на небольшой глубине. А вот на участке от метромоста до станции «Горьковская» в метро находится самый глубокий участок - примерно 57 метров.
Пятый мост через Оку
Новый мост через Оку начнут строить уже в этом году. Контракт на разработку проектной документации был заключен еще осенью 2021 года. Как сообщил заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов, предварительные сроки реализации проекта - 2022-2024 гг. с учетом выхода положительного заключения в конце весны-начале лета текущего года.
Протяженность переправы составит около одного километра. И она позволит вывести транспорт с Автозаводского района в перспективную для застройки Южную территорию города, разгрузить другие мосты, особенно Мызинский, в перспективе 2030 года. К этому моменту, по самым скромным подсчетам, интенсивность движения в городе вырастет более чем до 100 тысяч автомобилей в сутки. Что без дополнительных возможностей проезда между частями города, может вызвать дорожный коллапс.
Поэтому необходимость строительства дублера и нового моста назрела уже сегодня. Уверены, нижегородцы смогут в полной мере ощутить все плюсы переправы. Совсем недавно Архитектурный Совет Нижегородской области рассмотрел варианты решения мостового перехода и принял за основу для дальнейшего проектирования вариант исполнения «балочный мост». Исходя из этого выбора проект был отправлен на доработку. По самым позитивным прогнозам его строительство начнется уже в этом году.
ИНТЕРЕСНО
Благодарю новому мосту путь из микрорайона Щербинки-2, поселков Ольгино и Новинки до Автозавода и аэропорта сократится минимум на 45 минут.
Читайте о позитивных изменениях на сайте.