Комнатный друг: как IT-индустрия сформировала в Нижнем «зеленый» тренд
Новости партнеров, Нижний Новгород,
0

Комнатный друг: как IT-индустрия сформировала в Нижнем «зеленый» тренд

С появлением Botanicum, Нижний Новгород попал в список городов, где сложилась мода на фитодизайн и живые растения — явление относительно новое даже для мегаполисов.
За счет чего бизнес развивается в рядовом миллионнике, как формировалось местное «зеленое» сообщество, что хорошего (и не очень) ему дал Instagram, РБК решил выяснить у основателя проекта

«Зеленый» бэкап

«Увлечение комнатными растениями у меня началось еще со школы — мне всегда нравился процесс ухода за ними, я охотно занимался биологией и химией. Но, по воле случая, я поступил в политех, и о хобби пришлось на долгое время забыть — на него не было ни времени, ни денег», — рассказал владелец студии Антон Афанасьев. К любимому занятию IT-специалист, работающий в крупной фирме, вернулся уже в зрелом возрасте и с пониманием бизнес-модели — студия открылась два года назад, когда тренд на озеленение офисных пространств уже оформился в крупных городах страны, где также сформировались и новые сообщества любителей комнатных растений.

Сейчас основным двигателем этой культуры стал Instagram, а сами студии превратились в событийные площадки — по случаю переезда Botanicum в нынешнее помещение на Нестерова, 22, который из-за пандемии сдвинулся на лето, Антон организовал там своп, на которых обмениваются растениями, а сейчас регулярно проводит лекции и мастер -классы по уходу за цветами, изготовлению гербариев тиффани и бетонных горшков.

Пространство без пластика

Здесь надо отметить, что современные идеологи фитодизайна активно продвигают вещи ручной работы — в Botanicum, например, принципиально не используют пластик, только посуду из бетона или керамики.«Не то, чтобы я был против пластиковой посуды. Я не разделяю истеричных «эконападок» на пластик, мне этот материал просто не нравится с точки зрения эстетики. К тому же, безусловно, пластик требует осознанного потребления — а в нашем случае мы понимаем, что легко можем обойтись без него», — объясняет владелец студии.

Часть цветов Антон выращивает в своей мастерской, другие закупает в Нидерландах и Бельгии — их в Нижнем Новгороде пересаживают в специальный грунт и продают адаптированными к российским условиям. «Такие растения уже не требуют специального ухода — их достаточно принести и поставить домой в правильное место. Разумеется, они стоят дороже, чем в OBI или Leroy Merlin, но и мы подходим к процессу более серьезно, чем крупные сети: во первых, мы предоставляем подробный мануал по тому, как обращаться с цветами, а, во-вторых, всегда доступны в Instagram и по другим каналам связи, если у наших клиентов возникают какие-то вопросы», — рассказывает хозяин Botanicum.

Культурный обмен

Как оказалось, студий, в которых бы занимались растениями по «полному циклу», в России не также много. «Своего рода «культурный обмен» мы организовали с Анной Голубевой, создавшей в Санкт-Петербурге пространство PRO.Anta's. В Москве есть известный проект Plant Me, но больше двух-трех примеров сверх этого я привести не смогу. Выращиванием цветов обычно занимаются по частной инициативе, а то, что мы видим в магазинах, как правило, просто перепродают», — объясняет Антон. «Наша модель, конечно, менее рентабельна, однако для меня интерес состоял именно в том, чтобы все делать самому».

Основной доход владельцу бизнеса приносит фитодизайн интерьеров: сейчас растения из Botanicum можно встретить в «Маджонге», Skoba и Chef's. Также студия озеленила офисы почти все IT-компаний Нижнего Новгорода, в том числе и той, в которой работает сам Антон — его коллегам «зеленый» офис пришелся по душе.

«На самом деле, такая структура спроса нисколько не удивительна — айтишники любят красивые и удобные офисы, а компании готовы вкладываться в комфортную среду для своих сотрудников, в том числе в проекты по озеленению», — рассуждает Антон. «В Нижнем Новгороде спрос на живые растения, конечно не так велик, как в столице, где в офисах можно встретить настоящие джунгли, но и здесь этот тренд развивается. Нам это направление интересно тем, что мы можем обеспечить такие объемы реализации, которых не добились бы розничными продажами. Кроме того, с офисами мы, как правило, заключаем договоры на сервисное обслуживание — каждый месяц наши сотрудники приезжают туда и ухаживают за цветами».

Instaplant

Офисные проекты Botanicum стали для студии неплохой «сарафанной» рекламой — в последнее время, по словам Антона, появились даже заказы на профессиональное озеленение жилых помещений: любовь к зелени не чужда людям с высоким уровнем достатка, которые иногда разбивают у себя в домах полноценные зимние сады. Но главной площадкой для продвижения, безусловно, остается Instagram (@botanicum_nn), где у студии более 8 тыс. подписчиков и одна заполненная восторженными отзывами колонка highlights.

«Инстаграм помог нам сформировать в городе сообщество единомышленников, которые любят цветы и пытаются привнести жизнь в офисное или домашнее пространство. Мы стремимся к тому, чтобы это сообщество развивалось, поэтому активны в соцсетях. Кроме того, как показала практика, это наиболее эффективный канал продаж — каждое растение уникально, а регулярно обновлять соцсети проще, чем сайт», — рассказывает Антон. «Но при этом важно понимать, что популярные инстаблоги, посвященные данной тематике — тот же Urban Jungle, который выпустил свою книгу,— основаны на красивых картинках, скачанных из Pinterest или откуда-то еще. Они не дают той информации, которая есть здесь», — продолжает он, одновременно доставая с полки за спиной толстенный справочник по уходу за растениями. «Более того, в половине случаев эти картинки, заточенные под лайки и репосты, абсолютно нежизнеспособны — если в реальности сделать все так, как показывают популярные зарубежные блогеры, то цветы, скорее всего, просто умрут».

Отчасти поэтому владелец Botanicum активно развивает образовательную составляющую своего проекта. «Как правило, мы сочетаем теорию и практику — люди на полном серьезе приходят на мастер-классы с тетрадками, записывают важную информацию, а потом сами оценивают растения, пересаживают их и уносят домой».

Бизнес после пандемии

Считается, что карантин пошел студиям растений на пользу — в период самоизоляции многие задумались о том, чтобы облагородить свои дома, поэтому заказов стало только больше. В Botanicum где всегда работала доставка растений в пределах 50 км от Нижнего Новгорода, на ограничения тоже жаловаться не стали — более того, серьезно задумались о том, чтобы расшириться.

«Нам бы хотелось найти помещение под студию побольше — хотя и от нынешнего мы, наверное, не откажемся, здесь отличные панорамные окна. Есть планы по открытию еще одной точки в нижней части города — где-нибудь в Сормове или на Мещере», — поделился Антон. «Во-время пандемии освободилось много площадей, и найти подходящую, мне не стоит труда».


Botanicum
Адрес шоурума: г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, д. 22
Адрес мастерской: ул. Энтузиастов, д. 10
Тел.: +7 920 258 41 56
Сайт: http://www.botanicumshop.ru
Instagram: https://www.instagram.com/botanicum_nn
Вконтакте: https://vk.com/botanicum_nn
Facebook: https://www.facebook.com/Botanicumnn

 

На правах рекламы